Школьная служба примирения
Когда в школе случается конфликт, первое привычное желание участников и окружающих - найти виновного. Отыскать и покарать.
Что происходит дальше?
Дальше мы ждём нового конфликта, так как наказанный вовсе не считает, что наказание справедливо. Он собирает "группу поддержки" и ждёт момента для реванша.
А "жертва" отнюдь не чувствует себя в безопасности. И тоже начинает искать сторонников.
В конфликт вовлекаются всё новые и новые участники.
И вот уже полыхают детские и родительские чаты, а директору школы приходится снова и снова выяснять, кто прав, кто виноват...
"Карательный" подход не работает. Он не обнуляет конфликты и не делает атмосферу в школе более дружелюбной.
Поэтому мы решили пойти другим путём.
На днях у нас в гостях были профессиональные медиаторы, которые поговорили с пятиклашками и их родителями и рассказали о шагах, которые нужно сделать, чтобы конфликт завершился примирением.
Шаги очень простые:
1. Выслушать каждую сторону конфликта - и тех, кто поссорился, и тех, кто был свидетелем.
2. Узнать, что чувствует каждый участник конфликта, и чего он хочет.
3. Каждому признать свой личный вклад в конфликт и извиниться друг перед другом. Не потому, что "так надо", а искренне - разобравшись, что стало настоящей причиной конфликта.
4. Обязательно возместить нанесённый урон.
5. Вместе решить, как общаться в будущем, чтобы избежать скандала.
Любой конфликт должен заканчиваться не наказанием, а примирением. Только тогда можно сказать, что он разрешился.
Такой подход называется восстановительным. Его главная цель - восстановить отношения.
Нам понравились идеи восстановительного подхода, и мы решили организовать в нашей школе Службу Примирения.
Дело это не такое простое, как кажется - целая наука.
Поэтому, к нам из Москвы приехал один из лучших специалистов по школьной медиации Антон Юрьевич Коновалов, и провел тренинг для учителей, детей и родителей.
Мы все выходные, 4 полных дня, учились грамотно мириться!