Уважаемые посетители! Мы рады приветствовать Вас на нашем обновленном сайте. В настоящий момент он проходит доработку и наполнение, поэтому просим отнестись с пониманием к тому, что не все разделы сайта функционируют в полном объеме. При возникновении вопросов по работе сайта предлагаем Вам обратиться по телефону 8 (3852) 555-295. Благодарим за понимание.

Социально-психологическое тестирование

Работа по проведению социально-психологического тестирования обучающихся образовательных организаций строится на основании следующих нормативно-правовых документов:

1. В Федеральный закон Российской Федерации от 8 января 1998 года №3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах". В закон введены понятия "профилактика незаконного (немедицинского) потребления наркотических средств и психотропных веществ", а также "раннее выявление незаконного (немедицинского) потребления наркотических средств и психотропных веществ".

Cогласно закону, раннее выявление незаконного (немедицинского) потребления наркотических средств и психотропных веществ включает в себя:

  • социально-психологическое тестирование обучающихся образовательных организаций, в порядке устанавливаемом Минобрнауки России;
  • профилактические медицинские осмотры обучающихся образовательных организаций, проводимые в порядке, устанавливаемом Минздравом России;

В случае выявления (подозрения на выявление) незаконного (немедицинского) потребления наркотических средств и психотропных веществ обучающимся в результате социально-психологического тестирования и (или) профилактического медицинского осмотра, он направляется в специализированную медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь по профилю «наркология» (при наличии письменного информированного согласия обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет, или письменного информированного согласия родителей (законных представителей) обучающегося, не достигшего возраста пятнадцати лет), в порядке, устанавливаемом Минздравом России.

 

2. В Федеральный Закон Российской Федерации от 24 июня 1999 года №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Изменения закрепляют за органами управления образованием и органами управления здравоохранением компетенцию по раннему выявлению незаконного (немедицинского) потребления наркотических средств и психотропных веществ.

Статья 14. пункт 1 «Органы управления образованием в пределах своей компетенции» дополнена подпунктом 7: органы управления образованием в пределах своей компетенции обеспечивают проведение мероприятий по раннему выявлению незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ учащимися в общеобразовательных организациях и профессиональных организациях, а также образовательных организациях высшего образования (тестирование и медицинские осмотры).

 

3. Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Статья 28 «Компетенция и ответственность образовательной организации»

15) создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации;

15.1) проведение социально-психологического тестирования обучающихся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ. Порядок проведения социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Порядок проведения социально-психологического тестирования обучающихся в образовательных организациях высшего образования устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.

Статья 41 «Охрана здоровья обучающихся» 

4) пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;

7) профилактика и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ.

4. Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Согласно п.5 ст.12 Федерального закона приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем: осуществления мероприятий по сохранению жизни и здоровья граждан в процессе их обучения и трудовой деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Тестирование проводится по принципам: добровольности, конфиденциальности, ненаказуемости.

Тестирование является добровольным:

  • тестирование обучающихся, не достигших возраста пятнадцати лет, проводится при наличии информированного согласия одного из родителей или иного законного представителя;
  • тестирование обучающихся, достигших возраста пятнадцати лет, проводится при наличии их информированных согласий в письменной форме об участии в тестировании.
    Тестирование  проводится в образовательной организации. Для проведения тестирования руководитель образовательной организации, проводящей тестирование:
  • организует получение от обучающихся либо от их родителей или иных законных представителей информированных согласий;
  • утверждает поименные списки обучающихся, составленные по итогам получения от обучающихся либо от их родителей или иных законных представителей информированных согласий;
  • создает комиссию, обеспечивающую организационно-техническое сопровождение тестирования (далее — Комиссия), и утверждает ее состав из числа работников образовательной организации;
  • утверждает расписание тестирования по классам (группам) и кабинетам (аудиториям);
  • обеспечивает соблюдение конфиденциальности при проведении тестирования и хранении результатов тестирования.

Проблема зависимого поведения подростков и молодежи является одной из самых болезненных для современного российского общества. Результаты многочисленных научных исследований и обыденный житейский опыт свидетельствуют о том, что первые "случайные пробы" наркотиков в подростковом и юношеском возрасте приводят к быстрому формированию зависимости, нарушению процесса социализации, различным негативным последствиям и правонарушениям. Такого будущего не пожелает своему ребенку ни один родитель.

При этом большинство подростков совершают "первую пробу" "из любопытства и (или) за компанию", "для того чтобы испытать новые ощущения", а также "потому что "это модно", и они не хотят "отличаться от одноклассников".

Мероприятия по раннему выявлению незаконного потребления НС и ПВ проводятся во всех образовательных организациях Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 7 июня 2013 № 120-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ".

Они включают социально-психологическое тестирование.

 Основными задачами социально-психологического тестирования являются:

  • выявление у обучающихся психологических "факторов риска" с целью их последующей психологической коррекции;
  • организация адресной и системной работы с обучающимися образовательной организации, направленной на профилактику вовлечения в потребление НС и ПВ;
  • формирование контингента, обучающихся, направляемых на профилактические медицинские осмотры.

Социально-психологическое тестирование – это психодиагностическое обследование, позволяющее выявлять исключительно психологические "факторы риска" возможного вовлечения в зависимое поведение, связанные с дефицитом ресурсов психологической "устойчивости" личности.

Социально-психологическое тестирование не выявляет факта незаконного потребления НС и ПВ.

Результаты социально-психологического тестирования:

  • не являются достаточным основанием для постановки тестируемого на какой-либо вид учета (внутришкольный, наркологический учет или постановки иного диагноза);
  • могут лишь мотивировать тестируемого обратиться за консультацией к психологу, а также воспользоваться предложениями по участию в программах или мероприятиях, направленных на развитие, профилактической компетентности, навыков, личностно-доверительного общения, качеств личности, обеспечивающих оптимальную социально-психологическую адаптацию;
  • позволяют тестируемому получить информацию о самом себе, содействуя развитию у него навыков рефлексии, позволяющей адекватно оценивать свои возможности;
  • обобщенные (неперсональные) результаты социально-психологического тестирования позволяют организовать эффективные психопрофилактические мероприятия на уровне муниципальных образований и каждой конкретной школы.

Уважаемые родители!

Вы, безусловно, — самый близкий и значимый для ребенка человек. Вы стремитесь быть успешным родителем. Вы испытываете тревогу и беспокойство за будущее и настоящее своего ребенка. Это – здоровые эмоции, они заставляют действовать, своевременно прояснять то, что Вас беспокоит.

Идет необъявленная война наркомафии против наших детей. Сегодня вашему ребенку могут предложить наркотики в школе, в институте, во дворе и на дискотеке. До 60 процентов школьников сообщают, что подвергаются давлению со стороны сверстников, побуждающих их принимать алкоголь или наркотики. Вокруг слишком много наркотиков, чтобы успокаивать себя соображениями вроде: «С моим ребенком такого случиться не может».

Помните! Чем раньше Вы заметите неладное, тем легче будет справиться с бедой.

Участие в социально-психологическом исследовании поможет Вам снять необоснованные подозрения в употреблении наркотиков, выявить скрытые тенденции нарушений поведения, поможет не упустить время и оказать помощь своему ребенку. Тестирование может дать шанс предотвратить развитие наркотической зависимости на ранней стадии употребления наркотиков.

Нужно ли тестирование Вам, Вашей семье?

Да – если опасаетесь, что ваш ребенок начал употреблять наркотики.
Вы можете заподозрить потребление Вашим ребенком наркотиков, если замечаете, что его поведение меняется:

  • утрата старых друзей, отказ познакомить Вас с новыми;
  • сужение круга интересов, потеря интереса к бывшим увлечениям, хобби и пр.;
  • нарушение памяти, неспособность логически мыслить, резкое снижение успеваемости;
  • резкие перемены в характере, чрезмерная эмоциональность, не обусловленная реальной обстановкой. Настроение колеблется: от безудержного веселья до депрессии;
  • непривычная раздражительность и агрессия;
  • замкнутость: ребенка перестают интересовать события в семье, в классе;
  • сокрытие от Вас мест, которые он посещает, того, с кем и чем планирует заниматься, и пр.;
  • телефонные разговоры (особенно “зашифрованные”) с незнакомыми лицами;
  • стремление все закрыть на ключ: комнату, ящики стола, шкатулки и пр.;
  • нарушение сна: бессонница или настолько крепкий сон, что не представляется никакой возможности его разбудить или сделать это намного труднее, чем было раньше;
  • необъяснимое повышение аппетита или, наоборот, беспричинная потеря его, частые простудные заболевания;
  • долгое (вплоть до нескольких суток) отсутствие дома;
  • нарушение речи, походки и координации движений при отсутствии запаха алкоголя изо рта;
  • специфический запах от одежды (например, смесь хвои с табаком);
  • незнакомые таблетки, порошки и пр. (не из домашней аптечки) в комнате, среди личных вещей;
  • неожиданное покраснение глаз, зрачки неестественно сужены или расширены, коричневый налет на языке;
  • необъяснимые “потери" денег и пропажа вещей из дома.

При наличии у вашего ребенка трех-четырех приведенных признаков уже достаточно, чтобы заподозрить у него употребление каких-либо ПАВ.

Не стесняйтесь этого – любая профилактика в ваших интересах!

Положение о социально-психологическом тестировании

Инструкция для консультаций родителей по вопросам участия обучающихся в социально-психологическом тестировании

Методические материалы по формированию положительного отношения к тестированию

Памятка для обучающихся о социально-психологическом тестировании

Памятка для педагога о социально-психологическом тестировании

Памятка для родителей о социально-психологическом тестировании

Психологические рекомендации по построению мотивационной беседы с родителями о социально-психологическом тестировании